Без рубрики

Невыносимая легкость бытия зуммеров

03.06.2020

Если бы Тургенев писал сегодня романы об отцах и детях, ему пришлось бы сочинять историю о миллениалах и зуммерах. Но поскольку на дворе начало 21-го века, чаще всего мы говорим не столько о зуммерах, сколько в целом о тех, кто родился «до» или «после» миллениума. И те, кто родились «после» часто считаются более инфантильным поколением. Но что же именно изменилось в обществе за последние пару десятков лет помимо гендерного раскрепощения, соцсетей и стриминговых сервисов?

«Раньше трава была зеленее»

Мнение о том, что поколение 21-го века превратилось в инфантов, стало уже чем-то само собой разумеющимся. Мнение это по кирпичикам складывается из статистических данных о том, что современные люди часто не хотят делать карьеру, дольше учатся, реже заводят детей и меньше заинтересованы в покупке большого дома. И хотя в голом виде подобные выводы слабо отражают психологический портрет общества, осадок остается. На словах мы понимаем, что в разные поколения была разная демография, разная покупательская способность, а главное — разное общество. Но на деле сложить в единую картину столь большой массив данных слишком сложно. Поэтому рядовому читателю аналитических статей проще игнорировать первоисточники цифр.

Хотя примеров сложности подобного статистического анализа можно найти очень много.

Например, в СССР срок воинской службы составлял от 2 до 5 лет и часто делил жизнь человека пополам, из-за чего происходила невольная «акселерация» взросления, косвенно влияющая и на длительность обучения и на заведение семьи. До 1958 года советский гражданин после 8-го класса уже заканчивал школу, а десятилетку до сих пор помнят и многие миллениалы. И очевидно, что такие вещи сильно влияли на жизнь и образ мышления человека.

Судить по России из-за смены режимов вообще сложно. Но и с западной статистикой всё не так просто. Например, за последние 50 лет ипотека на Западе упала с условных 15 до 1,5 процентов. При этом цены на недвижимость и покупательская способность тоже сильно изменились. Поэтому при чтении англоязычных статьей о том, что молодежь всё больше предпочитает не покупать свой дом, а жить в арендованной недвижимости и пользоваться сервисами вроде Аirbnb, невольно наводит мысль, что это не столько выбор молодёжи, сколько результат тех социальных условий, в которых эта молодёжь оказалась.

При чтении поколенческой аналитики очень сложно избежать известного заблуждения о том, что раньше трава была зеленее. В культурологических статьях сквозят нотки того, что у нового поколения редуцирована потребность обеспечить себя нормальным будущим. И даже сами зуммеры, оправдываясь на подобные статьи, обычно говорят «да мы инфантильнее, но…».

И это «но» всё решает. Многие зуммеры и сами признают, что что-то не так. Тем более, что считать себя «думером» до какой-то степени удобно.

Но что если рассуждения об инфантильности поколения 21-го века являются одним большим заблуждением? Что если дело не в инфантильности, а в том, что мы просто по-другому принимаем решения? Иначе делаем выбор.

Проблема выбора

Пожалуй, фундаментальное изменение современного поколения заключается в том, что оно стало куда быстрее принимать решения. Точнее поменялся сам процесс обдумывания этих решений.

Как это выглядит на практике?

Допустим, вы бы хотели сегодня посмотреть любимый сериал или, наконец-то, записаться в секцию по волейболу — но времени сделать и то и другое, у вас нет. Что вы выберете? Если и то и другое вам нравится примерно одинаково, то с большей вероятностью вы предпочтете смотреть сериал, потому что для этого не надо подниматься с дивана и ехать куда-то записываться. Да, вы понимаете, что волейбол полезнее. Но тут включаются внутренний голос, который шепчет: где гарантии того, что на секции вам понравится? А вдруг на занятиях будет не так весело, как когда вы играли с друзьями во дворе?

Этот выбор не равноценный.

Более того, удовольствие от волейбола — это отложенное удовольствие, ведь сперва придется покупать спортивное снаряжение, откладывать деньги на тренировки и, возможно даже, уныло бегать на разминке перед игрой. Вы прекрасно понимаете, что играть в волейбол куда полезнее и общение с людьми принесет вам куда больше удовлетворения. Но выбор в пользу сериалов проще. А гарантий, что секция вам понравится, по-прежнему нет.

В итоге большинство выберет сериал. Но знаете что? Этот выбор принимаете не совсем вы.

Да, все мы по натуре — те ещё лентяи. Но помимо природной лени на наш выбор в данном случае влияют и тренды современного общества. Современный мир постоянно говорит нам, что отложенное удовольствие — это плохо. Нас учат, что радость от жизни надо получать здесь и сейчас. Не нравится годами мучиться на скучной работе? Смени ее. Надоела учёба? Бросай. Поднимается давление от занятий в спортзале? Люби свое тело таким, какое оно есть.

Можно сказать, что «люби себя таким, какой ты есть» — главный девиз современного поколения. Этот девиз постулирует, что выбор должен быть легким и быстрым.

«Быстрый» выбор – это хорошо?

Такая логика «быстрого» выбора имеет свои плюсы и минусы.

Проблема быстрого выбора в том, что чем выбор быстрее, тем меньше от него удовлетворения. Человек, совершающий быстрый выбор, в принципе может и записаться на волейбол — он вообще может записаться сразу в несколько секций, если такой выбор ощущается как легкий. Подобные люди за год-два свободно могут сменить несколько хобби, и они часто открыты всему новому.

Но также трудно такому человеку и задержаться в каком-то из этих хобби. Человек «быстрого» выбора чувствует себя неполноценным из-за непостоянности собственных увлечений, часто бросает дело на полпути, и в итоге обвиняет себя же в слабохарактерности.

 Хотя слабохарактерность может быть и не причем.

Дело во многом в поведенческом паттерне текущего поколения. Современный мир переполнен «легкими способами» начать или закончить что-либо. Мир учит нас, что бросать курить, начинать худеть и осваивать новую профессию должно быть легко и приятно. Но мир не учит нас тому, каким образом человек должен получать удовлетворение от того, что он добился каких-либо результатов, приложив усилие.

Если спортсмен поднимается в гору, ему важно не взять высоту — а пройти маршрут целиком. Именно пройденный маршрут приносит спортсмену удовлетворение. И человек, который часто меняет хобби, не обязательно слабохарактерен — возможно, просто никто не приучил его правильно получать удовлетворение от совершаемых усилий.

Выбор как навык

И «быстрый» и «медленный» выбор, требующий усилий, являются навыками. Этому надо учиться. Большинство людей обычно не обладают сразу двумя этими навыками одновременно. Кто-то легок на подъем, а кто-то усидчивый тугодум. Так или иначе, любой выбор приносит нам некое удовлетворение или разочарование.

Эти две категории «выбиранцев» похожи на игроков в рулетку. «Быстрые» играют на пониженных ставках, часто выигрывают, но никогда не удовлетворены выигрышем в полной мере. А «медленные» ставят ва-банк, иногда выигрывают по-крупному, но мучаются от недостатка побед как таковых. И так уж получилось, что в 21-м веке «быстрых» стало куда больше.

В какой-то момент классическая маркетологическая уловка о том, что сделав какое-то небольшое усилие, можно добиться успешного успеха, стала одним из фундаментов современного мировосприятия.

Почему «быстрых » так много?

У ответа на этот вопрос долгая история.

«Медленный» выбор столетиям служил людям основой формулы успеха. Идея того, что ты будешь годами «батрачить», а потом сумеешь раскрутиться — основа свободного труда со времен Просвещения. Соответственно, люди, которые стали богатыми — это чаще всего те, кто развил в себе навык подобного отложенного удовольствия. Такие люди сознательно или интуитивно понимают, что отложенное удовольствие — это своего рода рулетка: чем больше ты откладываешь удовольствие, тем больше оно может умножиться в будущем. То есть если годами идти к конкретной цели, то потом это окупится.

Проблема лишь в том, что 20-й век оказался рулеткой, которая жестоко обманула человечество с получением такого отложенного удовольствия.

Две базовые западные концепции 20-го века об успешном обществе — американская мечта и светлое коммунистическое будущее — основаны на идее того, что народ трудится ради некоего конечного блага. В 20-м веке такие идеи возвели в абсолют. Они стали сравнимы с религиозными обещаниями в духе «страдай сейчас, зато потом попадешь в Рай». И наши бабушки привыкли «страдать». Советские беби-бумеры часто жили как Гобсеки, откладывая десятки тысяч в ипотеку. А когда страна развалилась, ипотека обернулась трухой.

В итоге система ценностей отложенного удовольствия сломалась. Человечество проиграло в рулетку выбора. То, как 20-й век воздвигал утопии и антиутопии, в конечном счёте обернулось отказом совершать длительные инвестиции в собственный выбор.

Невыносимая легкость выбора

Сравнивая поколения «до» и «после» миллениума, мы часто упускаем из виду то, как эти поколения относятся к выбору. То, что зуммеры предпочитают выбирать «здесь и сейчас» стало обратной стороной отложенного выбора, который пытались возвести в абсолют люди 20-го века.

Новое поколение считает, что если тебе что-то не нравится, этого просто не следует делать. И на первый взгляд подобное звучит очевидно — почти также очевидно, как когда-то звучала фраза «много трудись, и всё получится». Но ни та, ни другая установка, разумеется, не являются аксиомой.

Идея того, человек должен делать только то, что ему нравится, в голом виде звучит пугающие. Ведь мы не можем до конца знать, что именно нам нравится — и это порождает психологический паралич. Еще более пугающей звучит мысль, что ты можешь в любой момент развернуться на 180 градусов и начать делать что-то другое, что понравилось тебе чуточку больше. Подобная невыносимая легкость бытия оборачивается для зуммеров кошмаром и сеансами у психоаналитика.

Но и делать годами одно и то же, словно ты зашоренная лошадь, пугает ничуть не меньше. Никто не хочет девальвации ипотеки собственного удовлетворения — мы уже не в 20-м веке, и совершать «быстрый» выбор обычно куда практичнее. И то, что это выглядит как ветреность и инфантильность современного поколения, до определенной степени является иллюзией.

Современное поколение не инфантильно. По крайней мере, не более инфантильно, чем те, кто верил в американскую мечту с полосатым флагом на флагштоке и равноправный коммунизм. А те, кто умел выживать и зарабатывать себе капитал, были и будут во все времена.

В итоге правда где-то посередине между «быстрым» и «медленным» выбором. Пожалуй, научиться находить тот момент в жизни, когда следует развернуться на 180 градусов — один из самых сложных навыков человека. Каждое поколение немного тонет в своей системе ценностей. И как раз таки сложнее всего жить в балансе между старым и новым.

 А, впрочем, ничего нового.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *